Автора всегда удивляло то обстоятельство, что в психологической литературе, посвященной вопросам формирования имиджа человека, одежде отводится странная роль — главного действующего лица, но с единственной репликой «Кушать подано».
С одной стороны, декларируется ее безусловная значимость как имидж формирующего компонента, исследуется ее знаковость (семантика язык одежды). С другой — чрезвычайно трудно встретить дельные конкретны объяснения и рекомендации. К примеру, такие советы деловым людям, как «каждая бизнес-леди должна иметь красный костюм» (почему красный?) или «бизнесмен всегда в костюме и при галстуке» (почему всегда и в каком именно костюме?),— вызывают у автора искреннее недоумение.
Причина кроется, по моему мнению, в том, что академические психологи знают мало о конструировании одежды, ее посадке по фигуре и удивительных возможностях костюма визуально корректировать некоторые недостатки, об индивидуальном стиле, об этикете (как ранжируется одежда в зависимости от событий), о моде, наконец. А ученые обоего пола относятся и подобным темам несколько свысока, видимо считая эту область не заслуживающей внимания.
Тогда как специалисты, знающие все об одежде, не углубляются в тонкости межличностного общения — «среду обитания» имиджа человека. Они в большей степени охвачены творческими порывами и стремлением воплощать свои идеи в подиумные коллекции — «музейные экспонаты» одежды. То есть узкая специализация и тех и других не позволяет действительно полно осветить и психологические моменты имиджформирования, и чрезвычайно важную роль костюма
для самовыражения человека;
для украшения его внешности;
для акцентирования определенных личностных качеств.
Заинтересованным лицам приходится либо приобретать лишь наполовину полезную для них литературу, либо они остаются в неведении, что некоторая часть знаний ими даже не охвачена. Кто-то предпочитает продолжать изучение «продвинутых» книг, другие остаются верными поклонниками гламурных изданий. В итоге те и другие имеют результат по Писареву — когда полуобразование совмещает в себе все пороки варварства и цивилизации. Исходя из простой и светлой мысли — лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать,— предлагаю взглянуть на имидж-портреты.
Итак, сделаем небольшое обобщение — как относиться к своей одежде разумному современному человеку в процессе самосовершенствования:
1) уважать собственную фактуру, то есть выбирать ту одежду, которая соответствует именно вам — вашей внешности, манере двигаться, образу жизни;
2) знать о языке одежды и ее адресности — соблюдать деловой (и любой другой) dress-code;
3) уметь уверенно маневрировать в мире одежды и моды;
4) иметь разнообразную одежду для различных жизненных ситуаций — структурировать разумно свой гардероб;
5) признать, что любая ваша одежда есть концепция вашей личности, демонстрируемая обществу.
Убеждена, некоторые счастливчики имеют врожденный хороший вкус и могут самостоятельно развивать его подобно любому другому таланту — они действительно чувствуют свои вещи, умеют их подбирать и составлять оригинальный ансамбль костюма, интуитивно ощущают адресность одежды. Но таких людей в действительности немного, чаще встречаются заблуждающиеся на свой счет...
Однако от остальных это потребует некоторого осмысления, работы с литературой, времени и усилий для самостоятельного освоения. Но главное — надо постараться обязательно воплотить свой эстетически выверенный образ в жизнь! Сейчас появляются энергичные и практичные люди, увлеченные своим делом и предпочитающие не тратить время и силы на получение вышеперечисленных знаний и умений. Они доверяют свою «экипировку» специалистам, чтобы обойтись без «головной боли», не отвлекаться на «прозу жизни» и при этом всегда выглядеть достойным и соответствующим ситуации образом.
Эта новая для России «фишка» — иметь личного имидж-консультанта, dress-стилиста или personal-shopper — человека, совершающего покупки вместо вас. Настолько новая, что даже не возникло ни единообразия в названии этой специальности, ни русскоязычного его варианта. Сейчас это направление и модно, и престижно, но главное — освобождает время и голову заказчика, экономит его средства, так как предупреждает появление лишних, неподходящих или ненужных вещей.
Думаю, однако, что большинство наших соотечественников еще долго время будут предпочитать вариант «сделай сам» — достойная позиция для творческого самовыражения...